
Нередко случается, когда в спешке или из-за невнимательности при совершении перевода денежных средств или оплате в онлайн банке плательщик указывает не тот номер счёта или телефона и деньги, причитающиеся одному лицу, уходят на счёт другого получателя. Как поступить в такой ситуации — рассмотрим на конкретном примере.
За консультацией в Филиал обратилась гражданка И., которая, при переводе денежных средств физическому лицу через мобильное приложение банка, неверно указала одну цифру номера телефона получателя и совершила перевод на чужой счёт. Полагая, что вернуть денежные средства можно через банк, в котором открыт счёт, она обратилась туда с устным заявлением об отмене операции. Работник банка ей пояснил, что банк не вправе снять деньги с чужого счёта и вернуть их заявителю, так как банк не имеет права распоряжаться чужими денежными средствами. Гражданке И. было предложено попробовать самостоятельно решить вопрос с получателем денежных средств по их возврату, а если получатель откажется их вернуть – обратиться в суд с исковым заявлением. Дозвониться до получателя И. сразу не смогла, поэтому решила проконсультироваться ещё с кем-нибудь из специалистов.
Оговоримся сразу, — эта ситуация разрешилась в пользу гражданки И. без обращения в суд, т.к. получатель перезвонил позже и вернул ей денежные средства.
Действительно ли ситуация складывается таким образом или банк просто не захотел исполнять свои обязанности? Посмотрим, как такую ситуацию трактует законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ (далее – 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.
В соответствии с п. 7 статьи 5 № 161-ФЗ в отношении перевода безналичных денежных средств безотзывность перевода наступает либо с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика, либо с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Статья 3 данного закона содержит пояснение, что безотзывность перевода обозначает отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени. В то же время по нормам статьи 864 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) у клиента есть право отозвать свое распоряжение о переводе денежных средств до наступления безотзывности перевода в порядке, установленном законодательством и договором с банком.
Таким образом, ошибочный перевод денежных средств может быть отменён банком по заявлению плательщика только в том случае, если такое заявление подано до списания денежных средств со счёта его банковской карты. Соответственно, если заявление на отмену банковской операции подано, когда деньги уже списаны со счёта отправителя, то банк на законных основаниях вправе отказать гражданке И. в их возврате.
Так как же быть отправителю денежных средств, если банк не вправе отменить операцию, и отправителю самостоятельно не получается выйти на контакт с получателем, или он отказывается вернуть деньги?
В такой ситуации поможет только разбирательство в суде. Ответчиком в данном случае будет выступать банк, обслуживающий счёт получателя ошибочно переведённых денежных средств, ведь плательщик не всегда может владеть полной информацией о получателе – физическом лице. Для этого необходимо обратиться в банк получателя с заявлением о предоставлении информации о получателе перевода.
Заявителю стоит помнить, что при обращении в банк с заявлением о предоставлении персональных данных получателя ошибочного платежа, ему, вероятнее всего, будет отказано ввиду неразглашения банковской тайны, однако на руках у заявителя будет экземпляр обращения в банк с отметкой о принятии и ответ на заявление, которые он вместе с другими доказательствами сможет предоставить суду. А чтобы узнать данные получателя ошибочного платежа, истцу во время судебного разбирательства нужно будет заявить ходатайство об истребовании у банка информации о владельце карты, на которую деньги были ошибочно перечислены.
В суде необходимо опираться на нормы ст. 1102 ГК РФ, согласно которой приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение появилось из-за самого потерпевшего, что и происходит при направлении ошибочного банковского перевода.
Совет: чтобы не попадать в такие ситуации, следует проявлять особую внимательность при совершении операций с денежными средствами, ведь денежные средства могут попасть не только обычным гражданам, но и мошенникам, которые потом могут шантажировать отправителя.
Консультацию можно получить по адресу:
г.Тайшет, ул. Старобазарная, 3-1н,
по телефону: 8(395-63) 5-35-37;
электронной почте: ffbuz-taishet@yandex.ru (ответ предоставляется в течение пяти дней)
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43