Конфликт интересов, предотвращение возникновения конфликта интересов

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Сегодня коррупция является основной негативной характеристикой институтов управления на всех уровнях власти.

В связи с этим разработка единой политики в сфере противодействия коррупции стала приоритетным направлением работы законодателя.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Иными словами конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании.

Указанное подразумевает необходимость государственного или муниципального служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т.п.

При этом, как отмечено в некоторых работах посвящённых данному вопросу, проблема конфликта интересов актуальна не только для органов государственной власти и местного самоуправления, но и для частного бизнеса. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.

Появление такого негативного явления как конфликт интересов   потребовало правового закрепление института разрешения конфликта, которое в числе прочего, было направлено на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения должностных обязанностей, а также исключение возможных злоупотреблений на службе.

Как предотвратить возникновение конфликта интересов и не допустить  нарушение закона, закреплено в ст. 11 Федерального закона № 273 — ФЗ, которая определяет порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Законом закреплены обязанности государственных и муниципальных служащих:

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11);

в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11).

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у государственного или муниципального служащего в момент, когда он узнает об этом. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. Здесь уместно отметить, что, несмотря на то что понятие «конфликт интересов» применительно к сфере государственной и муниципальной службы используется уже достаточно длительный срок и комиссии по урегулированию конфликта интересов созданы во многих органах государственной власти, количество дел, рассматриваемых ими, остается относительно небольшим.

В свою очередь, часть 3  вышеупомянутой ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ возлагает на представителя нанимателя, в случае если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые в свою очередь могут состоять:

в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4);

в отводе или самоотводе государственного или муниципального служащего (ч. 5).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет «автоматическое» увольнение и не предусматривается возможность применения каких-либо иных взысканий.

Необходимо отметить, еще один немаловажный момент, определенный законом. В соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ в случае, если  должностное лицо владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а должностное лицо принять меры к надлежащему уведомлению работодателя, в целях принятия мер к его урегулированию.

Основным способом получения представителем нанимателя информации о возникновении конфликта интересов является, по-видимому, информирование его самим служащим, у которого конфликт интересов возник, либо непосредственным руководителем такого служащего. Помимо этого, источниками информации о конфликте интересов могут являться: декларации о доходах, подаваемые государственными и муниципальными служащими; иные представляемые ими сведения; заявления, в том числе и анонимные, граждан и организаций, в том числе считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственного или муниципального служащего, связанных с конфликтом интересов; материалы публикаций в средствах массовой информации; результаты служебных проверок и т.п.

Комментировать

Поиск
Версия для слабовидящих
banner3
Интернет-приемная
banner3
Полезные ссылки
banner3
eb_0
619d66e7e3c1d90b5511deebd5afdd38
09e6110758926e460231e8cea4115568
1cc7334fe2ab91754d0d7b2caac4b256
adm_banner
Статистика посещений